21.11.2023г. Празднование Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».
Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» .Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.
Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.
Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.
Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).
Праздник Архангела Михаила учрежден на Поместном Лаодикийском Соборе (примерно 363г.— за несколько лет до Первого Вселенского Собора.). В апостольские времена появилось неверное, еретическое мнение о том, что непосредственно к Христу обращаться в молитве нельзя, а можно только к Ангелам. Им поклонялись как творцам и правителям мира. Установленным соборным правилом было осуждено и отвержено это ложное учение, и утверждено правильное, христианское их почитание как Божиих служителей.
(6)