Таинство Миропомазания обычно совершается над новокрещеным человеком, то есть сразу после Таинства Крещения.
В Таинстве Миропомазания при помазании лба, глаз, носа, рта, ушей, груди, рук и ног священным миром в новокрещеного входит дар Святого Духа, которыйн дает силу к творению добрых дел и формирует человеческую личность в вечном обращении к Богу.
По словам святителя Симеона Солунского, «миропомазание возлагает печать и восстановляет образ Божий, чрез преслушание в нас поврежденный; равно как и благодать, которую в душе через Божие дохновение мы получили. Оно заключает в себе силу Духа, есть сокровище Его благоухания и составляет знамение и печать Христову».
Таинство это было предуказано в Крещении Господа. Когда Он выходил из воды, то Дух Божий почивал на Нем, чтобы перейти на тех, кто крестился вместе с Ним. Полнота благодати Святого Духа дана апостолам (а через них – и нам) в день Пятидесятницы (Деян. 2); именно тогда в виде огненных языков Дух Святой сошел на них, наполнил их и влил в них силу искупления Христова.
Священное миро варится из нескольких десятков благовонных масел Великим постом при чтении Святого Евангелия. Оно освящается епископом (обычно Патриархом) на Литургии Великого Четверга, и в него вливается часть мира, сохраяняемого с апостольских времен. В Древней Церкви сам чин освящения мира также считался особым Таинством. Кроме Таинства Миропомазания, святое миро используется для освящения храмов и для чинопоследования коронации императора.
Благодаря Миропомазанию человек может справедливо носить имя христианина, ибо он участвует в помазании Христа Спасителя – в Духе Святом. Каждый миропомазанный становится царем и священником Богу.
После Таинства Святого Духа, в знак того, что новокрещеный вступил в вечный союз со Христом, он трижды обходит вокруг купели при пении слов апостола Павла: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27), с добавлением восклицания «Аллилуиа!» («Хвалите Сущего!»).
Читаются отрывки из Нового Завета (Рим. 6, 3-11; Мф. 28, 16-20), говорящие о значении Крещения. После этого смывают с крещеного печать Миропомазания и постригают крестообразно голову, напоминая, что в ней должны находиться отныне только угодные Богу мысли.
Раньше этот чин совершали на восьмой день после Крещения, а в течение всего этого времени человек ходил в белых ризах и ежедневно причащался (отсюда проистекает ряд богослужебных особенностей Светлой седмицы – первой пасхальной недели). Но в сегодняшней практике все это обычно совершается в один день.
Затем идет чин воцерковления, когда Отцу Небесному представляют Его новых детей: крещеного вводят в храм, он становится перед иконостасом, а если он мужчина – то входит и в алтарь. Так является всем, что у Церкви есть новые члены, цари и священники, владычествующие над своим сердцем и в нем приносящие в жертву Богу всю свою жизнь.
_____________________________________
В данном разделе представлен текст из книги «Закон Божий: введение в Православное христианство» иерея Даниила Сысоева (с небольшими изменениями).